К бумаге я предъявляю три основных требования.
Во-первых, бумага должна быть белой. Если вы хотите использовать разнообразную цветовую гамму, то с белой бумагой работать будет проще. На тонированной бумаге цвета могут измениться непредсказуемым образом.
Во-вторых, бумага должна быть проклеенной. Это значит, что вода будет впитываться сравнительно медленно. Кроме того, быстрое и сильное впитывание воды приводит к излишнему высветлению положенной на бумагу краски. Акварельная бумага, продаваемая в пачках по несколько листов формата А3, страдает обычно и желтизной, и плохой проклеенностью.
В-третьих, бумага должна быть достаточно толстой. Рисование акварелью на писчей бумаге имеет право на жизнь, так же как и живопись на тонированной бумаге или сильно пористом картоне. Однако использование тонкой или тонированной бумаги я бы отнес к живописным приемам, а не к материалам, ввиду специфического ее поведения.
Фактура бумаги не имеет большого значения. Я предпочитаю гладкий ватман специальной акварельной бумаге. Наиболее часто я использую формат А4, а чертежная бумага подходит для таких работ больше, чем акварельная с крупным рисунком фактуры. Приемы работы, оправданные для формата А4, можно использовать при размере бумаги до 24*36 см, а вот для формата А3 уже стоит задействовать классические техники акварельной живописи, описанные в учебниках.
Для иллюстрации я привожу здесь увеличенные фрагменты акварелей на специальной бумаге и на обычном ватмане для чертежных работ тушью. Первая иллюстрация - акварельная бумага.
Акварельная бумага.
Вторая иллюстрация - бумага для черчения. Заметно, что края цветных пятен намного менее грубы. Такая бумага больше подходит для небольших работ.
Ватман.
Много лет назад мне встретилась в продаже бумага странного формата 38*40 см. Чтобы быстро закончить рисунок такого размера, и чтобы при этом он не выглядел бедно, необходимо известное умение. Пример такого пейзажа московского парка можно видеть на иллюстрации.